О ГЕСТБУКАХ

Записка гестбук-дилетанта.

Наблюдал я наблюдал за разными гостевыми, за бесконечными пьесами многоуважаемого коллективного автора и вдруг появилось желание высказать этому самому коллективному автору, мое личное дилетантское мнение о некоторых особенностях его творчества, что и делаю - следуя принципу множественностиJ - сразу в нескольких ДК (дискуссионных клубах). Самое удивительное, что бросилось в глаза сочинителю сего спонтанного монолога, - это происходящее в гестбуках стихийное заполнение ниш, отведенных в пьесах бумажных для разных типов персонажей. Здесь они заводятся сами собой, создавая интригу, конфликт и пр., что собственно, и делает чтение гостевух интересным. Причем, все жанры скопом в гости к нам! Обязательно образуется герой-злодей (или несколько), который появляется (и делает это регулярно) с единственной целью насолить главному действующему лицу - держателю сайта. Причем на другом сайте герой-злодей может выступать совсем в ином качестве. Есть (не слишком злобные) шутники-домовые, колко высмеивающие неудачные реплики коллег-соавторов. Друзья героя, простаки, резонеры-папашки, женщины-утешительницы, вечные скептики, пылкие мальчики и т.д. и т.п., - состав персонажей может меняться, но обычно стихийно составляется некое жизнеспособное сочетание, обеспечивающее достаточный читательский интерес. И если, в силу каких-то причин, старый домовой исчезает, на его месте вскоре из неоткуда вырастает другой. Стоит ли говорить, что один и тот же человек может озвучивать нескольких виртуалов-марионеток. Немного иная картина в запаролированых гостевых. Круг персонажей уже, все делается сглаженным, усредненным, нет откровенных злодеев, а значит, и некому в самый неподходящий момент опрокинуть в суп перечницу. Но это дело вкуса: не все любят острые блюда. Интересно наблюдать жизнь "вялотекущих" гестбуков, где вышеперечисленные особенности проявляется обрывочно, неполно и в замедленном темпе. В гостевых много драматургов-актеров-персонажей, но режиссер, как правило, один - это хозяин сайта. Он определяет или пытается определить с большим или меньшим успехом направление развития действа. Какие у него рычаги? Модератор и, конечно, личное участие в процессе, в этом написании пьесы "вживую". Тут главное суметь удержать равновесие: не слишком закручивать гайки, чтобы не распугать народ, и не прозевать момент, когда "злодей" уж очень распоясается и начнет выпячиваться на первый план (что тоже народ утомит). И еще: время от времени в публику надо бросать горсть информационных пряников в виде ссылок, тем обсуждения или просто занятных баек. На эту тему можно раскатать не одну страницу, но это будет уже не "в законе" жанра, жанра гестбука. Лучше, если желание продолжить разговор возникнет у "другой части" уважаемого мной коллективного автора.

17 Nov 2000 (19:58:48)

КУЧА – МАНДАЛА

Не буду повторять азбучных истин: всяк знает, что гостевая книга похожа на тибетскую мандалу. Изысканные узоры, созданные монахами из цветного песка, обречены на уничтожение в течение нескольких дней. И это не просто свойство материала, а принципиальная установка. Автор не должен чувствовать вовлеченности в процесс, привязанности к своему творению. Так же и “писатели гестбуков” должны безропотно принимать тот факт, что их замечательные стихи, замечательные остроты, замечательные эссе-мандалы через несколько часов будут заживо погребены в архиве. Поэтому, только освободив свое сердце от всякой привязанности к созданному тексту, можно врубиться в специфику жанра и создать действительно интересное сообщение.

Еще невооруженным глазом может видеть любой дурак, что гестбука похожа на унитаз. На унитаз в недорогом общественном туалете, где периодически, по сигналу тети Дуси в канализацию смывается все. Так происходит, например, в Тенетах. В других гестбуках работает принцип постоянно текущего бачка – но сути это не меняет. Какую бы кучу ты ни навалил, все вскоре уйдет в подземные трубы. Поэтому опорожняй мозги смело, извергай, так сказать, эксперименты! Со временем стоит, по-моему, ввести кнопки, позволяющие сочинителям самим дергать ручку бачка и оборудовать эти кнопки табличками: “Уважаемый, не забудьте смыть свой пост!”

Но настоящим гестбуковским пилотажником, пожалуй, может считаться лишь тот, кто интуитивно осознав куче-мандальную сущность жанра, сочетает в своих сообщениях обе тенденции. Собственно говоря, обе аналогии суть одна под беспристрастным скальпелем вовлеченного в процесс сетератора, каковым и является любой посетитель гестбуки.

АВТОРО-ПЕРСОНАЖЕ-ЧИТАТЕЛЮ

Перво-наперво, уважаемый АПЧ, переставлю-ка я на другие линейки диезы с бемолями, дабы перевести в мажор то, что изначально звучало в миноре. О причинах того, надеюсь, ясно будет тебе из дальнейшего.

Итак, покинем на время сотрясаемый ударами тарантас с его уютным обтянутым канатами рингом и пройдемся пешочком, предавшись неспешным размышлениям. Первая мысль, которая сразу приходит в голову: “А какого рожна я вообще в этой повозке болтаюсь?” О, проницательный читатель, не торопись ставить меня на место “убийственным” диагнозом. Уверяю тебя, высокий ты мой гестбуковский, что я сам давно разоблачил себя в этих грехах, но… Но тот голос, который никогда нас не обманывает упорно талдычил, что есть что-то еще. Проверить решил ваш покорный слуга – и не зря. Не буду говорить, кто подсказал мне отгадку, ежели интересно, додуматься не составит труда.

Но обо всем по порядку. Как вы полагаете, досточтимый ВМ, почему в Вашей гостевой присутствует, я бы даже сказал проживает, такая устойчивая тенденция к кулачным боям? Конечно, разумеется, правильно. Порнуха, боевики, триллеры, детективы, дамское чтение – именно такая литература поставляется в массы трудягами бульварного жанра. Гестбук в этом смысле не исключение. Порнуху Вы у себя запретили, правда. У дамского чтения в Ин-те вообще аудитория маловата. Детектив (обычно это раскрытие анонима) тоже недозволителен как бы. “Высокой сетевой” чем еще тешиться? Морды бить вкровь, скучно иначе. Можно, конечно, и от этого избавиться с помощью модератора, но, боюсь, что тогда и зритель покинет зал.

Что-то я позабыл из списка. Ага, триллер. Будет вам триллер. Вот. Называется

ПЛЕННИКИ ГЕСТБУКА

Так что же мешает человеку, не способному ловить кайф (физкультпривет Юлию) от конвейерных развлечений, взять и выкинуть ссылку из папки “Избранное”, как переключает он телевизор, по нескольким эпизодам распознав жанр?

А вот что. Пресловутый переход из зрителя (читай “читателя”) в авторы. Писал я уже в другой гостевой об особой странной энергетике гестбука, а последние наблюдения позволяют добавить еще один интересный, на мой взгляд, штрих. Действительно, оставив в гостевой несколько записей, опрометчивый читатель (для многих это заманчиво!) становится автором, тем самым коренным образом изменяя всю энергетику своего отношения к тексту. Превращаясь в “колесико-винтик” многоуважаемого коллективного автора, ничего еще не подозревающий бедняга начинает ощущать привязанность к “общему детищу”, переживать за его судьбу. Прекрасно видя бессмысленность своих жалких попыток, тщится все же переориентировать сюжет Книги. Причем определенный колорит вносить почти каждому удается, и это только усиливает привязанность.

Так что, дорогой пешеход, подумай как следует, прежде чем записываться в пассажиры ночного экспресса!:)

P. S. Кстати, становится понятным (но не оправданным) и поведение тех деятелей Ин-та, которые заходят в чужую гостевую с единственной целью: нагадить. Это всего лишь защита на подсознательном уровне. В текст, который “соавторы” неминуемо превратят во враждебного твоей концепции информационного монстра, нельзя вкладывать часть души, а следует (с точки зрения такого нехорошего посетителя) положить сам знаешь что, о высокий гестбуковец!

Hosted by uCoz